Объектпрофориентационной деятельности – процесс социально-профессионального самоопределения человека, которым руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
В своей работе по профориентации молодежи руководствуемся определенной группой принципов:
При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности.
-
- Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности и способности.
- Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии). Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
- Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
- Принцип развития. Ориентация на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере увеличения опыта и профессионального мастерства, участия в общественной работе, удовлетворения культурных потребностей личности, потребностей в жилье, отдыхе и т. п.
- Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть востребованным на рынке труда после получения профессионального образования.
- Принцип практикоориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб (только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности).
- Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с первого по одиннадцатый классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.
- Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами (семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы), в результате чего при определении личностью своего профессионального пути осуществляется согласование интересов личности, общества и государства.
- Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
- Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.
- Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.