Экстремизм и ваххабизм; сектантство, как угроза стабильности.
деструктивные религиозные
организации уже рядом
В последние месяцы Казахстан, традиционно считающийся «спокойным
светским государством», отчетливо ощутил прямую и явную угрозу дестабилизации
обстановки в результате роста столкновений, спровоцированных радикальными исламистами. Эта активизация ваххабитов в
Казахстане чревата далеко идущими последствиями как самого Казахстана, так и
для России.
Активность радикальных исламистов в Казахстане отмечается с мая
2011 года, когда произошли взрывы в здании областного департамента Комитета
национальной безопасности (КНБ) в Актобе и возле здания следственного изолятора
КНБ в Астане. После
этого последовала череда инцидентов – от нападений на полицейских до бунта в
колонии, в которых участвовали как ваххабиты, так и сторонники родственного им
течения салафитов.
Так, в Актюбинской области подразделения казахского спецназа почти
неделю воевали с исламистами. Конфликт начался в ночь на 1 июля, когда в нефтяном поселке
Шубарши местные ваххабиты убили двух дежурных патрульно-постовой службы
Темирского РОВД во время несения ночного дежурства рядом с опорным пунктом полиции. После
этого началась операция с блокированием дорог, применением вертолетов и
бронетехники, а на поиск бандитов отправили внутренние войска и два
спецподразделения МВД Казахстана («Сункар», «Беркут»), а также спецназ местных
спецподразделений «Арлан» и «СОБР». На поиски местонахождения
понадобилось несколько дней, после чего удалось установить дом, в котором
скрывались ваххабиты. Однако штурм оказался непростым – один сотрудник спезназа был
убит, трое ранены. Часть преступников была уничтожена, остальные все-таки смогли
скрыться.
Все бандиты были членами ваххабитской общины Темирского
района и входили в группировку, занимавшуюся воровством нефти из трубопроводов. Члены
банды были крайними приверженцами ваххабизма и считали, что казахские власти
преследуют мусульман.
Весьма примечателен также случай с забастовками в нефтеносном
районе Мангистау, где бастовали нефтяники, требуя повышения зарплаты. Из-за
этих волнений переполошился ЕС, а Стинг даже отменил концерт в Астане. Так
вот, среди бастующих, как выяснилось, вдруг оказались неизвестные бородатые
люди в укороченных штанах. За этим последовали нехарактерные для рядовых
казахов вещи: жертвоприношения баранов на площади, молитвы с провозглашением
«Аллах акбар» и прочие действия, присущие кавказским обычаям. Более
того, тем сотрудникам, которые не присоединились к забастовке, стали угрожать,
вырывая перед их домами могилы.
Другим случаем, обратившим на себя пристальное внимание, является
взрыв, произошедший в ночь на 11 июля в колонии 159/21 в Балхаше Карагандинской
области (юго-восток Казахстана). Официальные власти заявили, что
здесь была совершена попытка побега группы заключенных, которые убили
контролера, ранили четверых сотрудников колонии и укрылись в здании
производственного цеха, а после начала штурма колонии спецназом МВД взорвали
себя при помощи кислородного баллона. Вот только одно обстоятельство - бунт
начался вскоре после появления в колонии осужденного религиозного экстремиста
из числа ваххабитов, который впоследствии погиб в результате взрыва. Как
отмечают казахские полицейские, бунты среди заключенных бывают, но самоподрывов
не было никогда, это – тактика шахидов, несвойственная уголовникам.
Последним (пока) событием в этой цепочки стала спецоперация 4
августа, когда в поселке Шубарши Актюбинской области была ликвидирована
бандгруппа ваххабитов, подозреваемых в убийстве двух полицейских.
Учитывая, что Казахстан является соседом России и членом
Таможенного союза, эти события могут иметь для РФ определенные последствия,
поскольку наличие вблизи наших границ очагов экстремизма не может не вызывать
опасений.
Причина роста влияния ваххабитских идей в Казахстане в том, что
там у населения накопилось довольно много претензий к местным и, в меньшей
степени (пока) к федеральным властям. Именно этим и пользуются
ваххабиты, делая ислам орудием борьбы против властей и искусственно разжигая
межконфессиональную рознь. И начинается все это в земледельческих районах, откуда ваххабизм
распространяется дальше на север.
Справка: Основателем ваххабизма считается религиозный
деятель 18 века Мухаммед аль-Ваххаб, который выступал за возврат к «чистому»
исламу. Сейчас ваххабизм
является доминирующим исламским течением в Саудовской Аравии. Вахабиты называют любые объединения людей, общины и
государственные образования «джамаатами», во главе которых стоит амир. Финансирование джамаата формируется за счет собственных
доходов от бизнеса и пожертвований, причем каждый джамаат перечисляет 5% в
международные фонды «джихада». Конечной целью является создание «мира чистого ислама»,
для чего сначала надо создать единое исламское государство, где ваххабизм будет
утвержден единственной религией. Для
этого реализуется стратегия по постепенному захвату территорий, которые
впоследствии войдут в состав этого государства. Что касается небольших стран, то их ваххабиты намерены
захватывать сразу полностью, тогда как с более крупными государствами принята
стратегия постепенного захвата – по частям, для чего создаются новые или
задействуются имеющиеся сепаратистские движения разного рода. Тактика работает универсально – сначала ваххабиты
содействуют решению накопившихся социально-экономических проблем путем
финансовых вливания (от тех самых 5%-х отчислений), пропагандируя идеи высокой
нравственности и здорового образа жизни и т.п., продвигая затем своих амиров на
место лидеров общин и начиная вести постепенную обработку их членов. Как показывают последние события, эта тактика позволила
ваххабитам добиться успеха в отдельных районах Казахстана, Узбекистана,
Кыргызстана, Таджикистана.
Вообще, в Казахстане сейчас отмечен сильный рост интереса к
исламу, причем среди молодежи. Как отмечают представители Духовного управления мусульман
Казахстана, именно молодежь составляет почти 95% прихожан мечетей. Но
как раз они-то и являются главной мишенью ваххабитов. Наиболее
сильно это проявляется на юге страны, где проживает большое количество
этнических узбеков – именно они являются основной базой Исламского движения
Узбекистана, эмиссары которого вербуют здесь молодежь для последующего
направления в центры подготовки боевиков.
И здесь необходимо отметить, что процесс исламизации Казахстана
усилило само руководство страны, которое после распада СССР пыталось сделать
ислам одним из связующих элементов национальной самоидентификации, поставив его
под свой контроль. Но
получилось совсем не то, чего хотелось. Казахские власти пытались
получить для нужд страны финансирование от исламских центров в Саудовской
Аравии, Иране и даже Пакистане. Более того, в заявлениях прежних казахских политиков звучали даже
речи о том, что «нельзя подвергать остракизму «Талибан» (об этом говорил бывший
премьер-министра Касым-Жомарт Кемелулы. В итоге, пытаясь поставить
ислам под контроль, Казахстан получил обратное – радикальные исламисты пытаются
установить контроль на ситуацией в отдельных регионах Казахстана.
Дело в том, что навязываемый властями «официальный ислам» не
только не решал проблем рядовых мусульман Казахстана, но и создавал новые –
«официальные» муллы всячески обогащались за счет прихожан, требуя пожертвований
и налагая штрафы, тогда как неофициальные религиозные лидеры-ваххабиты,
напротив, щедро помогали нуждающимся. И, с учетом большой текучки
имамов, именно ваххабиты в итоге возглавляли общины. Идеи
ваххабизма поразили даже движение «Ак Орда», созданное в мае 2005 года
генерал-майором КНБ Кайрат-кажы Сатыбалды и задуманное как движение
«управляемого ислама», призванное стать «партией праведников», борющихся
коррупцией, проституцией и бедностью через духовность. В
конечном итоге все вышло по старому пошлому (но от этого не перестающему быть
верным) принципу: «кто девушку ужинает, то ее и танцует». А
«ужинали» ваххабиты. То же самое получилось с возникшим в апреле 2009 года религиозным течением «кораниты», в которое сразу
вошли более 100 тысяч адептов. Лидером движения считается сын руководителя администрации
Назарбаева Аслбек Мусин. Изначально кораниты создавались для того, чтобы
«адаптировать ислам к современным социальным реалиям» Казахстана. Но
все получилось наоборот, многие активисты движения попали под влияние идей
ваххабизма.
Что же самое тревожное, так это то, что ваххабитские идеи из
Центральной Азии ползут в Россию, причем уже не только на Кавказ. Достаточно
вспомнить заявление, сделанное еще 3 мая муфтием Пермского края Мухаммедгали
Хузином, который констатировал, что на Урале в разных районах от Челябинской
области до Нового Уренгоя активно действуют ваххабиты, а ему самому даже
предлагали два миллиона долларов, чтобы он не обращал внимания на создание в
Пермском крае ваххабитских школ, управлять которыми должны были присланные
из-за границы имамы. После отказа он стал получать многочисленные угрозы. И ко всему этому вполне можно добавить резкую активизацию
уйгурских боевиков в граничащем с Казахстаном китайском Синьцзяне в последний
месяц. Да и в Узбекистане ситуация накаливается с каждым днем, а про
Кыргызстан и говорить не приходится – здесь в преддверии президентских выборов
ситуация настолько напряжена, что может в любой момент взорваться и привести к
третьей волне революций.
Так что бороться с этой заразой надо совместными усилиями. А
для этого надо четко понять, что ваххабизм растет на почве нерешенности
социально-экономических проблем: если официальные власти не могут предложить их
решения, его предложат ваххабиты. Ситуация «всеобщего
недовольства», когда у одних ботинки дырявые, а у других бриллианты мелкие,
автоматически запускает конвейер по производству новых ваххабитов.
Особенности секты
Возглавляет
религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он якобы получил
от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный
выполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов, глубоко
ошибается и является последователем сатаны.
2. Лидер создает
собственную религиозную общину, которую называет «семьей», «коммуной»,
«миссией», «колонией» или «центром». В этой религиозной общине лидера называют
«отцом» или «учителем». Он имеет неограниченную власть.
3. Лидер, как
главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и
нормы поведения членов общины, которые объявляются священными. Сам лидер не
обязательно придерживается установленных правил и живет в значительно лучших
условиях, чем его последователи.
4. Религиозная
община придерживается, как правило, апокалипсических взглядов на мир, ее члены
отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, изменяют
местожительства, а также собственные имена.
5. Члены
религиозной общины в основном изолируются от внешнего мира с помощью
своеобразной техники контроля за поведением верующих. Это достигается
максимальной насыщенностью программы разными групповыми мероприятиями, которые
проводятся на протяжении определенного времени. Участие в мероприятиях такой
программы рассматривается верующими и их наставниками как образец высокой
религиозной дисциплины.
Исламское движение «Хамаз»требования к участникам:
1. Преданность
своему делу (террору) и своей организации. Б. Савинков писал: «Член боевой
организации должен быть человеком, обладающим безграничной преданностью делу
организации, доходящей до готовности пожертвовать своей жизнью в каждую данную
минуту».
2. Готовность к
самопожертвованию. «Воин Аллаха, — записано в уставе движения
"Хамаз", — готов стать шахидом и в любую минуту отдать свою жизнь
ради победы».
3. Выдержанность,
дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, порывы,
инстинкты.
4. Умение соблюдать
конспирацию, регулировать удовлетворение своих потребностей.
5. Повиновение, безоговорочное
подчинение лидеру. «Послушание старших — святая обязанность воина Аллаха».
6. Коллективизм —
способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы.
Современный терроризм является групповым действием. Для обеспечения его эффективности,
в подготовку и осуществления террористического акта должны быть вовлечены
несколько человек (Ольшанский, 2002, с. 124-125).
Как вытащить человека
из секты
1.Постарайтесь
наладить с членом секты контакт. С таким человеком нужно всегда разговаривать
спокойно и очень медленно. Вы должны убедить его, что хотя вы не разделяете его
учений, но во всем его поддерживаете и не имеете ничего против его убеждений.
2. Чтобы
вытащить человека из секты вам понадобится помощь близких и сторонних людей.
Сектант привык к толпе и то его «Я» больше нет, а есть только «МЫ». Вы должны
показать, что многие люди заинтересованы в возвращение его домой. Возьмите в
союзники других родственников сектантов, которые тоже не знают, как вытащить
человека из секты, или бывших адептов.
3. Соберите
как можно больше информации о данной организации, кто её глава, где они живут,
в каких условиях, и что конкретно исповедуют. Главное запомните, что вы не
должны не под каким предлогом посещать их собрания и не встречаться наедине с их
лидерами.
4. Для
того, чтобы вытащить человека из секты вам понадобится помощь психологов,
который должен убедить человека, что сектантство ему навязали, и это не
является его свободным выбором. Помните, то этот процесс очень долгий и
трудный, преодолеть, который можно научив человека заново руководить своей
жизнью.