Школьные конфликты: как уладить без последствий?
Несмотря на многообразие научных трактовок понятия “конфликт”,
общим во всех определениях являются: несоответствие,
столкновение, соперничество.
Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе. Происходит это прежде всего потому, что детям
свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.
Каждаяконфликтнаяситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные; своих участников и индивидуальные способы
разрешения.
Влюбом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации. Условно можно выделить несколько видов
конфликтов, происходящих в школьной среде: Конфликты между учениками в школе. Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает
случайно. Конфликты между учениками и педагогами. Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
Надо заметить, что межличностные и межгрупповые конфликты часто
протекают как внутриличностные, однако острота переживаний при этом обычно
бывает ослабленной.
По степени нарастания остроты
противоречий и конфликтов выделяют:
недовольство; разногласие; противодействие; раздор;
вражда.
Очень важно своевременно распознать начало конфликта, тогда легче его удалить. Распознать его можно по сигналам. Вот эти сигналы по мере нарастания: дискомфорт,инцидент, недоразумение, напряжение, кризис.
Дискомфорт – это интуитивное ощущение какого-то
неприятного осадка, который трудно выразить словами.
Инцидент – волнение, раздражение, неприятное ощущение, вызванные
какой-то конкретной ситуацией, действием, словом, интонацией, повышением
голоса, мимикой и т.д.
Недоразумение – ложные выводы, сделанные из
какой-либо ситуации, высказывания, решения, улыбки, смеха и т.п.
Напряжение – изменение наших чувств к оппоненту в
худшую сторону, усиливающее наше беспокойство.
Кризис – это достаточно очевидный сигнал, когда конфликт уже созрел и
перезрел так, что мы прерываем наши отношения, сопровождая их оскорблениями,
потерей контроля над собой, своими чувствами, высказываниями, нормами
поведения.